Соискателями могут быть как граждане Российской Федерации, так и других стран.
Диссертационный Совет Д 001.014.51 создан по решению
Евразийского агенства по науке и образованию,
является структурным подразделением
Высшей международной аттестационной комиссии (ВМАК) www.вмак.рф
ОБ ОБЩЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ В РОССИИ
В настоящее время в России в системе научно-общественной аттестации кадров высшей квалификации работают многие научные организации, которые можно отнести к "неправительственным органам, компетентным в вопросах аттестации и признания академической квалификации и высшего образования…". Среди них:
- Высшая международная аттестационная комиссия (ВМАК),
- Высший экспертно-квалификационный комитет (при нем - Высшая межакадемическая аттестационная комиссия),
- Международный аттестационный совет при Международной академии наук,
- Высший экспертный комитет,
- Международная академия информатизации,
- Российская Академия естественных наук,
- Академия проблем обороны, безопасности и правопорядка,
- Международная академия наук векторной энергетики и др.
Учитывая, что деятельность научно-общественных организаций по присуждению ученых степеней и присвоению ученых званий существует на равных с государственной системой аттестации, ВМАК принял на себя, в рамках своего Положения, обязательства по выполнению упомянутых международных конвенций, ратифицированных Россией, как компетентная в сфере научной аттестации неправительственная организация.
В России пока не существует единых правил регламентации научно-общественной аттестации. Однако согласно Гаагской Конвенции от 5 октября 1961 года (ратифицирована Верховным Советом СССР 17 апреля 1991 года) легализация дипломов и аттестатов, выдаваемых ВМАК, может осуществляться через процедуру апостилирования. При этом лицам, получившим дипломы ВМАК, предоставляются одинаковые права конкурировать с коллегами с дипломами государственного ВАК.
Достаточно полное разъяснение по статусу научно-общественной аттестации в России дано Комиссией по правам человека при Президенте Российской Федерации (письмо Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации от 17.06.2004 года № А 25-9-3084):
"Конституция Российской Федерации 1993 года, как политико-правовой документ, закрепляет целый ряд ключевых социальных, политических и правовых реальностей современной России. Особенность, отличающая Конституцию Российской Федерации 1993 года от всех предыдущих, - подчеркнутый приоритет прав и свобод человека и гражданина. Это вытекает из формулировки ст. 2 Конституции: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью", - и того, что Глава 2 Конституции, посвященная правам и свободам человека и гражданина, выдвинута вперед по отношению к другим главам Конституции и включена в особый, "неприкосновенный", раздел Конституции, который не может быть изменен решением Федерального Собрания - Парламента Российской Федерации.
Особенность Конституции Российской Федерации заключается и в том, что закрепленные в ней права и свободы являются непосредственно действующими (ст. 18), то есть каждый гражданин, полагающий, что его конституционные права и свободы нарушены, может защищать их в суде, органах законодательной и исполнительной власти, а также органах местного самоуправления непосредственно на основе Конституции Российской Федерации, отклоняя аргументы о том, что "по вашему вопросу не издано соответствующего закона".
Раздел Конституции Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина создавался с ориентацией на международно-правовые документы и полностью соответствует международным обязательствам Российской Федерации в области прав человека.
В настоящее время во всех развитых демократических странах существует только научно-общественная система аттестации научных и педагогических кадров. В современной России до недавнего времени существовала только государственная система аттестации, которая была введена еще И.Сталиным в 1934 году.
Стремясь укрепить и расширить сотрудничество стран с различными системами образования, и для обеспечения наиболее широкого признания учебных курсов, дипломов и ученых степеней, с учетом принципов содействия развитию демократизации образования и занятия интеллектуальным трудом, а также в соответствии с Уставом ЮНЕСКО, в Бангкоке 16 декабря 1983 года принята международная конвенция "О признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах Азии и Тихого океана".
Это первая международная, под эгидой ЮНЕСКО, конвенция, согласно которой государственные и негосударственные аттестационные органы признаются равноценными, равно как и дипломы, выданные от их имени. При этом договаривающиеся государства обязуются принимать все меры, необходимые для ускорения эффективного функционирования этих негосударственных национальных аттестационных органов. Данная Конвенция ратифицирована Верховным Советом СССР 23 мая 1990 года.
Европейская (Парижская) конвенция "Об академическом признании документов об университетском образовании" от 14 декабря 1959 года определяет порядок взаимного признания документов об университетском образовании, в том числе об ученых степенях для неправительственных аттестационных органов, в том числе университетских. Эта международная конвенция ратифицирована Российской Федерацией (ФЗ № 149-ФЗ от 08 июля 1999 года).
Согласно Европейской (Парижской) конвенции "О признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах региона Европы" от 21 декабря 1979 года, предпочтение отдается профессиональной научно-общественной и университетской системе аттестации научных кадров высшей квалификации. Кроме того, в п. 1 ст. 9 признается равенство статуса государственных и неправительственных аттестационных компетентных органов. Данная конвенция также ратифицирована СССР (Указ Президиума Верховного Совета СССР № 63335-х от 5 января 1982 года).
Согласно Лиссабонской Конвенции "О признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе" от 11 апреля 1999 года ВМАК является "неправительственным органом, компетентным в вопросах аттестации и признания академической квалификации и высшего образования".
29 декабря 2000 года в Российской Федерации принят Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" (№ 168-ФЗ), касающийся только государственной системы аттестации и не ограничивающий вопросы научно-общественной системы аттестации.
Вопросы доплаты за ученую степень и звания в системе Министерства образования Российской Федерации регулируются законодательством о высшем и послевузовском профессиональном образовании, которое не содержит норм, оговаривающих доплату за ученую степень и звание только для обладателей государственных дипломов и аттестатов. Более того, согласно этим нормам, доплаты имеют рекомендательный характер даже для государственной системы, осуществляясь лишь при наличии соответствующих финансовых средств.
Согласно Конституции Российской Федерации (ч. 4 ст. 15) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Таким образом, признание ученых степеней и званий, выданных в порядке научно-общественной аттестации, соответствует нормам международного права, является юридически значимой и равноценной".
Перечень документов
для соискателей учёных степеней к.м.н. и д.м.н.
1. Личный листок (листок по учету кадров), с фотографией - 2 экз. - личная подпись на последней странице + печать учреждения, где работает соискатель, на нижний правый (или левый) угол фотографии.
2. Дипломы - копии по 2 экз. с записью "копия верна" подпись заверяющего + печать учреждения, где работает соискатель:
3. Список научных публикаций (по теме диссертации) - 2 экз. - подпись руководителя учреждения, где работает соискатель + печать (или подпись ученого секретаря Совета)
4. Заявление - 1 экз - подпись соискателя
5. Копия трудовой книжки - 2 экз. с записью "копия верна" подпись заверяющего + печать учреждения (на каждой странице книжки), где работает соискатель.
6. Послужной список (на основании данных трудовой книжки и автобиографии) - 2 экз. подпись руководителя+печать учреждения, где работает соискатель.
7. Копия паспорта - 2 экз.
8. Автореферат диссертации - 20 экз. (если диссерт. в форме науч. доклада, то не представляется).
9. Диссертация - 3 экз.
Диссертация в форме научного доклада не менее 50 стр. - 30 экз.
10. Краткая автобиография - 1 экз. - подпись соискателя
11. Отзывы официальных оппонентов:
12. Отзыв ведущей организации - по 2 экз.
13. Отзывы внешние:
14. Заключение экспертной комиссии диссертационного совета - оригинал с подписями - 1 экз.
15. Проект заключения диссертационного совета - по количеству членов совета
16. Отзыв научного руководителя о соискателе учёной степени к.м.н. - подпись и печать - 2 экз.
17. Справка о сдачи кандидатских экзаменов (для кандидатов) - оригинал с подписями и печатью - 1 экз.
18. Справка об апробации диссертации -1 экз. + заключение докторантуры - оригинал с подписями и печатью - 1 экз. (http://www.icch.ru/)
19. Акты о внедрении результатов работы - оригинал с подписями и печатью - по 1 экз.
20. Квитанции об оплате пересылки автореферата и диссертации в следующие библиотеки РФ:
II. После защиты готовит соискатель:
1. СПРАВКА о присуждении ученой степени - 3 экз. (после защиты в течение 3-х раб.дней)
2. ПРОТОКОЛ-СТЕНОГРАММА заседания Совета - 2 экз. (после защиты в течение 3-х раб.дней)
3. ДОКЛАД соискателя на заседании Совета - 2 экз. (после защиты в течение 3-х раб.дней)
III. Дополнительно в электронном виде представляются:
1. Личный листок по учёту кадров
2. Послужной список (на основании данных трудовой книжки и автобиографии)
3. Список научных публикаций
4. Краткая автобиография.
5. Автореферат
6. Диссертация
7. Отзыв ведущей организации
8. Отзывы официальных оппонентов
9. Внешние отзывы
10. Отзыв научного руководителя
11. ЗАКЛЮЧЕНИЕ экспертной комиссии
12. ПРОЕКТ ЗАКЛЮЧЕНИЯ СОВЕТА
13. СПРАВКА о присуждении ученой степени (после защиты)
14. ПРОТОКОЛ-СТЕНОГРАММА заседания совета (после защиты в течение 3-х раб.дней)
15. ДОКЛАД соискателя на заседании Совета (после защиты в течение 3-х раб.дней)